Интегрированный урок на тему: «Так и рвется душа из груди молодой...». Тарабрина Т.Б.
- Подробности
- Категория: Русский язык и литература
- Создано 13.01.2012 11:55
- Автор: Администратор сайта
- Просмотров: 10409
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «Оборонинская средняя общеобразовательная школа» р.п. Мордово Тамбовской области Тарабриной Татьяны Борисовны.
Интегрированный урок на тему:
«Так и рвется душа из груди молодой...»
Выполнил: учитель русского языка и литературы
МОУ «Оборонинская средняя общеобразовательная школа»
р.п.Мордово Тамбовской области
Тарабрина Татьяна Борисовна
Мордово 2009 г.
Тема урока: «Так и рвется душа из груди молодой ...»
Обобщающий урок по русским народным лирическим песням
Цели урока:
1. Систематизировать работу по формированию навыков восприятия и анализа музыкального произведения.
2. Углубить знания учащихся о единстве музыкального и устного народного творчества в песне.
3. Повторить разновидности русских народных лирических песен.
4. Привить любовь к родной земле, родному краю через изучение русских народных лирических песен. Воспитать уважение к прошлому России.
Оборудование: плакат с эпиграфом урока, уголок с атрибутами народного быта, пластинки, проигрыватель, магнитофон, кассеты, выставка книг.
План урока.
I. Вступительное слово учителя.
II. Повторение и обобщение изученного материала: «Русские народные песни».
1. Появление русской народной песни.
2. Классификация русских народных песен.
3. Особенности русских лирических протяжных песен.
4. Собиратели русских народных лирических песен.
III. Новая тема: «Так и рвется душа из груди молодой...»
1. Символика в русских народных лирических песнях.
2. Песни-монологи и песни-диалоги.
3. Описание и повествование в русских народных лирических песнях.
IV. Работа с краеведческим материалом. Лирические песни Тамбовщины.
V. Подведение итогов урока.
Ход урока.
Сладостные звуки родимой песни и музыки
в живой человеческой душе ум пробуждают и
чувства высокие воспитывают.
М.В. Ломоносов.
I. Вступительное слово учителя.
(Звучит русская народная песня. Речь учителя под тихую музыку.)
Человек издавна стремился выразить в музыке свое отношение к миру. Он поклонялся солнцу, огню, воде, земле, ветру, наделяя их человеческими чертами. Пропетое слово звучало сильнее и выразительнее, чем сказанное, оно становилось музыкой. Вот тут-то и родилась народная песня, которая согревала и сердце, и душу. И зазвучат наполненной музыкой слова, как сердечная исповедь или огромная картина жизни, как голос личной судьбы или задушевная мечта народа. В песне – исток всех других жанров.
Народная песня – чуткий свидетель и участник всех поворотов народной и личной истории.
Песню наш народ шлифовал веками, крупицу за крупицей отбирал лучшее. Она передавалась из поколения в поколение, была душевной необходимостью. Русской народной песней прививалась любовь к своему краю, людям, истории. Печаль ли, радость ли – душа требовала выхода и выливалась в песне. А песни были на все случаи жизни: трудовые, плясовые, любовные, хороводные, игровые, величальные, причитания – всего не перечислить. «От природы, от быта русская песня и от любви», - так писал о русской народной песне Ф.И.Шаляпин.
Как вы догадались, речь на нашем уроке пойдет о русской народной лирической песне. Мы уже знакомились с этим жанром фольклора и музыки. Сегодня мы прощаемся с русскими народными лирическими песнями, надеюсь, так полюбившимися вам за время их изучения, но мы еще не раз вновь и вновь будем обращаться к этому жанру при изучении художественной литературы и музыки.
Тема нашего урока: «Так и рвется души из груди молодой...».
Эпиграфом взяты слова М.В.Ломоносова:
«Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитывают»
- Обратите внимание на определение Ломоносова.
- Какие синонимы можно подобрать к слову «сладостные»?
- Звуки песни и музыки какой?
- Что делают звуки родимой песни и музыки с человеческой душой?
- Как вы понимаете это выражение?
Итак, сегодня на уроке мы углубим знания о единстве музыкального и устного народного творчества в песне; повторим разновидности русских народных лирических песен; ответим на вопрос: В чем сила, красота, обаяние русской народной лирической песни?
Обратимся к пройденному материалу.
II. Повторение пройденного материала.
Беседа по вопросам:
1. Давайте вспомним, когда появилась русская народная песня?
2. На какие разряды делятся песни в связи с историческим развитием?
3. Назовите особенности лирических песен.
4. Кто был первым собирателем русских народных песен?
5. Каких еще собирателей русских народных песен вы знаете?
6. Каким образом дошли до нас русские народные песни?
Вывод.
III. Работа над новой темой: «Так и рвется душа из груди молодой...»
1. Русский народ издавна поклонялся всем небесным светилам: солнцу, месяцу, звездам. Он охранял родную природу и боготворил ее. Не отсюда ли в русских народных песнях присутствуют все эти символы?
Какие еще символы, используемые в песнях, вы знаете?
Ребята приготовили песню. Давайте ее послушаем, а затем ответим на вопросы: О чем говорится в песне? Какие символы присутствуют в ней?
Исполняется песня «Тонкая рябина».
А теперь звучит песня «Пряха». О чем эта песня? Сравните музыкальные образы этих песен, что их объединяет?
Вывод:
1. Образы в лирических песнях могут быть представлены символами: девушка-рябина, лебедушка, голубка, калина, вишня; молодец-голубь, сокол, дуб.
2. В лирических протяжных песнях поется не только о горе, но и о счастье, но больше песен горестного содержания, где рассказывается о печальной судьбе героя.
2. А теперь поговорим об интонации в песнях.
Интонация – (от лат. сл. «интонто» - громко произношу) – это воплощение художественного образа в музыкальных звуках.
- Что можно определить по интонации?
(По интонации можно определить, кто говорит: ребенок, взрослый, девушка, старик; как они друг к другу относятся. Можно узнать об их характере, эмоциональном и физическом состоянии).
- Ребята, послушайте еще одну песню: «Матушка, матушка, что во поле пыльно...»
Что вы можете сказать о ее героях?
(В русских народных лирических песнях может быть один герой, тогда эта песня – монолог, а может быть два или несколько, тогда это - диалог)
- А что называется монологом и диалогом?
- Ребята, а в музыке есть свое определение диалога. Это дуэт.
- А что такое дуэт?
- Что можно определить по музыкальной интонации в песнях - диалогах, песнях – монологах?
3. В песнях – монологах и песнях – диалогах часто встречается описание или повествование. С этими типами речи вы уже знакомы. Вспомните, что такое описание и повествования?
Сегодня вы уже слушали несколько песен, что в них – описание или повествование?
(Встречаются песни, где есть описание, а где повествование, часто в одной песне можно встретить элементы и описания, и повествование).
Описывая природу или рассказывая о каком-то событии, автор произведения хочет прежде всего раскрыть слушателю свою душу, поведать о счастье, любви, горе, поделиться самым сокровенным. Давайте послушаем народную лирическую песню «Младеженька».
- В чем своеобразие исполнение песни?
(Исполнительница поет а коппелла, т.е. без музыкального сопровождения, но слушатель увлекается песней, ее содержанием, музыкальными образами, напевностью. Перед нами встает нарисованная картина, а способствует этому вложенная в песню душа исполнительницы).
- Ребята, а вы заметили, что все песни исполнялись без музыкального сопровождения. Это особенность исполнения русских народных песен.
Наш народ вкладывает душу во все, что он создает. В чем особенность существования русской лирической песни? Почему она дошла до нашего времени сквозь столетия?
(Русский народ вложил в лирическую песню свою душу, обогатил ее духовностью, которая сквозь столетия вновь и вновь волнует сердца людей, заставляет их печалиться или радоваться, плакать или смеяться.)
IV. Работа с краеведческим материалом.
Бескрайние степи, необозримые просторы Тамбовской губернии сами располагали к протяжным лирическим песням. В нашем крае их пели только звонкими, громкими голосами, которые были слышны далеко. Этот голос заполнял собой все окружающее пространство и увлекал красотой и выразительностью.
Одна из особенностей тамбовской песни – многоголосие. Что это такое?
Многоголосие – это исполнение песни на несколько голосов. Это исторически сложившаяся особенность пения. Ребенок с детства слышал организованное пение песни при уборке урожая, песни, поющие на вечеринках, в церковном хоре. Развивался не только слух, но и рождалась потребность самому сказать что-то новое в песне.
Талант творческий присущ русскому народу. Отсюда и многообразие вариантов одной и той же песни.
- Ребята, эта особенность пения – многоголосие – является отличительной многих песен. Например, в песне «Матушка, матушка, что во поле пыльно ...» две партии: одна – дочери, другая – матушки. Песня «Тонкая рябина» исполнялась на два голоса – это пример многоголосия.
Послушайте песню «Ой, да ты, калинушка», в которой яркий пример многоголосия.
А теперь скажите: с именами каких великих людей связаны песни и пение Тамбовского края?
(С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский).
В чем особенность лирических песен Тамбовского края?
(Многоголосие, большое сочетание звуков, звонкость, протяжность).
Многие поэты и композиторы обращались к народным лирическим песням, их особенности использовали в своем творчестве. Поэт В.Фролов и композитор Г.Гранкин написали песню «Село мое родное». Послушайте ее.
Что характерно для этой песни?
Похожа ли она на русскую народную лирическую песню?
Тема нашего урока: «Так и рвется душа из груди молодой...».
Эти строки из стихотворения А.В.Кольцова «Русская песня»:
Так и рвется душа из груди молодой,
Хочет воли она, просит жизни другой...
В чем же сила, красота, обаяние русской народной лирической песни?
1. Лирическая песня богата художественными и выразительными средствами, т.е. поэтически богата.
2. Лирическая песня богата мелодичностью, звонким исполнением, широтой.
3. Она передает чувства, сокровенные мысли, душу героя, поэтому слушатели сопереживают ему, волнуются и радуются вместе с ним.
4. Единство музыкального и поэтического делают песню ярче, выразительнее, образнее.
Сегодня на уроке у нас оформлена выставка книг, которая называется «Народная песня – откровение русской души». Здесь помещены книги, в которых можно узнать об истории создания песен, об их классификации, особенностях, в них найдете сборники русских народных лирических песен. (Знакомство с книгами).
V. Подведение итогов урока.
- Итак, сегодня на уроке мы углубили знания о единстве музыкального и устного народного творчества в песне;
- повторили разновидности русских народных лирических песен;
- узнали об интонации в песнях, о многоголосии пения Тамбовского края;
- остановились на особенностях русских народных лирических песен;
- послушали некоторые лирические песни в исполнении учениц;
- ответили на вопрос: «В чем обаяние, сила, красота русской народной лирической песни?».
Интегрированный урок на тему: «Так и рвется душа из груди молодой...». Тарабрина Т.Б. | |
2012-01-13 11.84 KB 605 |