Методические рекомендации по изучению литературоведческого понятия «Гротеск». Тарабрина Т.Б.
- Подробности
- Категория: Русский язык и литература
- Создано 13.01.2012 12:06
- Автор: Администратор сайта
- Просмотров: 11135
Методические рекомендации
по изучению литературоведческого понятия «Гротеск»
(Из опыта работы)
Тарабриной Т.Б.
учителя русского языка и литературы
МОУ «Оборонинская сош»
Мордово 2010
I. Актуальность термина.
При изучении в русской литературе произведений Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Маяковского, М. Булгакова невозможно пройти мимо одной из разновидностей комического, сочетающей в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Это гротеск. Но отличается он от юмора, иронии, сатиры тем, что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего. Образы гротеска несут в себе трагический смысл. Поэтому так важно познакомить учащихся с этим литературоведческим термином.
II. Литературоведческое понятие «Гротеск»
Гротеск (от итал. grottesco — причудливый) — разновидность комического; средство художественного изображения, сочетающее (часто в фантастических формах) подчеркнутое, максимально возможное преувеличение и заостренное, нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде. Гротеск основан на смешении реального и фантастического, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и возвышенного. Отличается от прочих разновидностей комического (юмора, иронии, сатиры и т.п.) тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, трагического.
Гротеск (от франц. grotesque) – в литературе и искусстве одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Как форма комического гротеск отличается от юмора, иронии, сатиры тем, что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего, образы гротеска несут в себе трагический смысл.
Термин «гротеск» получил распространение в XV – XVI веках, когда при раскопках древнеримских подземных помещений были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых широко использовались мотивы из растительной и животной жизни. Эти росписи предназначались для обрамления небольших живописных произведений, по контрасту подчеркивая их красоту, гармоничность, возвышенный характер. Они как бы соединяли этот мир идеальной красоты, безупречной героики с неупорядоченной действительностью, с самыми «низкими» ее формами. Гротеск, как художественный образ, отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск всегда отклонение от нормы, преувеличение, намеренная карикатура.
Гротеск поэтому широко используется в сатирических целях. Гротескны в своей основе такие замечательные произведения разных эпох, как «Петербургские повести», «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Баня», «Клоп» В.В. Маяковского, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.
III. Методы и приемы по работе над литературоведческим понятием «Гротеск».
Урок литературы в 10 классе. Тема: «Гротеск в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»: контраст живого и мертвого».
Цели: познакомить учащихся с понятием гротеска; выявить и сформулировать значение гротеска, контраста живого и мертвого в поэме; сформулировать принципы описания живого («положительных элементов»); выявить, умеют ли учащиеся находить в тексте примеры гротеска.
Контраст живого и мертвого в поэме был отмечен еще Герценом в дневниковых записях 1842 года3. С одной стороны, писал Герцен, «мертвые души... все эти Ноздревы, Манилов и «все прочие». С другой стороны: «там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых навозных испарений, там он видит удалую, полную сил национальность». Как проявляется этот контраст бессилия и силы, мертвого и живого в самом произведении?
След гротескных образов мы ощущаем в особой подаче деталей портрета, обстановки, в особом развитии сравнений.
Поисковая работа.
Задание учащимся: Найти в тексте описание портретов чиновников города.
Ответ учащихся: Описание чиновников из VII главы «Мертвых душ». Войдя в гражданскую палату для совершения купчей, Чичиков и Манилов увидели «много бумаги и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол...». Возрастающее количество синекдох совершенно заслоняет живых людей; в последнем примере сама чиновничья голова и чиновничья манера писания оказывается принадлежностью «светло-серой куртки». (Синекдоха (от греч. synecdoche) - вид метонимии, стилистический оборот, состоящий в употреблении названия части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот («пропала моя головушка» вместо «я пропал»; «все флаги в гости будут к нам» флаги в данном случае — страны)4.
Исследовательская работа.
Задание учащимся: Провести сравнительный анализ описания портретов чиновников города с «знаменитым парадом» в «Невском проспекте» Гоголя.
Ответ учащихся: С другой стороны, эта картина, конечно, близка знаменитому параду «лучших произведений человека» на Невском проспекте: «Вы здесь встретите бакенбарды единственные... Здесь вы встретите усы чудные... Тысячи сортов шляпок, платьев, платков пестрых... ослепят хоть кого...» и т. д. Но в «Невском проспекте» эта пестрая мозаика явно соотнесена с той фразой, которая характеризует переживания Пискарева на балу: «...Ему казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе». В «Мертвых душах» перед нами то же раздробление и обезжизнивание целого, но уже без всякого участия и даже упоминания «демона».
Интересна, с этой точки зрения, излюбленная Гоголем форма описания сходных, почти механически повторяющихся действий или реплик. В «Мертвых душах» эта форма встречается особенно часто.
Выборочное чтение:
Задание учащимся: Найти характеристики Чичикова, которые давали ему чиновники города.
Ответ учащихся: «Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор о нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор, что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты, что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер, что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера, что он любезнейший и обходительнейший человек».
Вывод:
Педантичная строгость фиксирования повествователем каждой из реплик контрастирует с их почти полной однородностью. В двух последних случаях примитивизм усилен еще тем, что каждый подхватывает одно слово предыдущего, как бы силясь добавить к нему нечто свое и оригинальное, но добавляет столь же плоское и незначащее. Это явная стилизация примитива.
Анализ эпизода «Посещение псарни Ноздрева».
От этих эпизодов и реплик нити ведут к сцене посещения псарни Ноздрева в IV главе «Мертвых душ»: «Ноздрев был среди их <собак> совершенно как отец среди семейства: все они, тут же пустивши вверх хвосты, полетели прямо навстречу гостям и стали с ними здороваться. Штук десять из них положили свои лапы Ноздреву на плечи. Обругай оказал такую же дружбу Чичикову и, поднявшись на задние ноги, лизнул его языком в самые губы, так что Чичиков тут же выплюнул».
Задание учащимся: Что хотел сказать Гоголь реакцией героев на дружественное расположение собак?
Ответ учащихся: Реакция Чичикова на дружественное расположение собак, как видим, несколько иная, чем Ноздрева и других персонажей, что полно скрытого комизма. С одной стороны, Чичиков не раз оказывается весьма близок к животным, насекомым и т. д. «Да у тебя, как у борова, вся спина и бок в грязи! где так изволил засалиться?» — говорит ему Коробочка.
А с другой стороны, случай на псарне Ноздрева не единственный, когда Чичиков оскорбился такого рода «дружбой». Проснувшись у Коробочки, Чичиков «чихнул опять так громко, что подошедший в это время к окну индейский петух... заболтал ему что-то вдруг и весьма скоро на своем странном языке, вероятно, «желаю здравствовать», на что Чичиков сказал ему дурака».
На чем основан комизм реакции Чичикова? Обычно человек не станет обижаться на животное и тем более на птицу, не рискуя попасть в смешное положение. Чувство обиды предполагает или биологическое равенство, или же превосходство обидчика.
Вывод:
Своей неожиданной репликой Чичиков сокращает эту дистанцию, словно допуская возможность оскорбления со стороны «индейского петуха».
Показательна такая деталь гоголевских персонажей, как глаза. Глаза — наиболее яркое воплощение духовности.
У Гоголя контраст живого и мертвого, омертвление живого часто обозначается именно описанием глаз.
Выборочное чтение:
Задание учащимся: Найти наиболее яркие описания глаз персонажей и сделать выводы.
Ответ учащихся: В «Мертвых душах» в портрете персонажей глаза или никак не описываются, или подчеркивается их бездуховность.
Опредмечивается то, что по существу своему не может быть опредмечено. Так, Манилов «имел глаза сладкие, как сахар», а применительно к глазам Собакевича отмечено то орудие, которое употребила на этот случай натура: «большим сверлом ковырнула глаза»
О глазах Плюшкина говорится: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух». Это уже нечто одушевленное и, следовательно, более высокое, чем одеревенелый или опредмеченный взгляд (в той мере, в какой Плюшкин, как и Чичиков, несколько возвышается над другими персонажами). Но это не человеческая живость, а скорее животная; в самом развитии условного, метафорического плана передана бойкая юркость и подозрительность маленького зверька.
Выводы:
Контраст живого и мертвого, бессилия и силы имеет принципиальное значение для «Мертвых душ». Такой контраст омертвление живого — излюбленная тема гротеска, воплощаемая с помощью определенных и более или менее устойчивых форм (мотивов).
Итак, в своей поэме Гоголь сумел показать контраст живого и мертвого, героев нелепых, неправдоподобных и вместе с тем типичных. Они широко обобщают наиболее мрачные и омертвевшие явления русской общественной жизни времен самодержавия и крепостничества.
Благодаря использованию различных методов и приемов работы при анализе художественных произведений учащиеся быстро находят различные литературоведческие термины.
Литература
1. Ю.В. Манн. Гоголь в школе.- М., «ВАКО» 2007. - С. 280
2. Литература. Справочные материалы. - М., «Просвещение»1989. – С. 40
3. Герцен. «Дневниковые записи».1842
4. Н.В. Гоголь «Мертвые души» - Л., «Детская литература».1986.- С. 13-17.
5. Н.В. Гоголь «Невский проспект».-Л., «Детская литература».1976.- С. 18-25.
6. Л.И. Темофеев «Словарь литературоведческих терминов».- М., «Просвещение»1974. – С. 60-62
Методические рекомендации по изучению литературоведческого понятия «Гротеск». Тарабрина Т.Б. | |
2012-01-13 13.29 KB 575 |