Главное содержание

Методические рекомендации по изучению литературоведческого понятия «Гротеск». Тарабрина Т.Б.

Tags: рекомендации | русский язык

Методические рекомендации

по изучению литературоведческого понятия «Гротеск»

(Из опыта работы)

Тарабриной Т.Б.

учителя русского языка и литературы

МОУ «Оборонинская сош»

Мордово 2010

I. Актуальность термина.

При изучении в русской литературе произведений Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Маяковского, М. Булгакова невозможно пройти мимо одной из разновидностей комического, сочетающей в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Это гротеск. Но отличается он от юмора, иронии, сатиры тем, что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего. Образы гротеска несут в себе трагический смысл. Поэтому так важно познакомить учащихся с этим литературоведческим термином.

II. Литературоведческое понятие «Гротеск»

Гротеск (от итал. grottesco — причудливый) — разновидность комического; средство художественного изображения, сочетающее (часто в фантастических формах) подчеркнутое, максимально воз­можное преувеличение и заостренное, нарушающее границы прав­доподобия изображение людей, предметов или явлений в фантас­тическом, уродливо-комическом виде. Гротеск основан на смеше­нии реального и фантастического, ужасного и смешного, траги­ческого и комического, безобразного и возвышенного. Отличается от прочих разновидностей комического (юмора, иронии, сатиры и т.п.) тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, трагичес­кого.

Гротеск (от франц. grotesque) – в литературе и искусстве одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Как форма комического гротеск отличается от юмора, иронии, сатиры тем, что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего, образы гротеска несут в себе трагический смысл.

Термин «гротеск» получил распространение в XV – XVI веках, когда при раскопках древнеримских подземных помещений были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых широко использовались мотивы из растительной и животной жизни. Эти росписи предназначались для обрамления небольших живописных произведений, по контрасту подчеркивая их красоту, гармоничность, возвышенный характер. Они как бы соединяли этот мир идеальной красоты, безупречной героики с неупорядоченной действительностью, с самыми «низкими» ее формами. Гротеск, как художественный образ, отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск всегда отклонение от нормы, преувеличение, намеренная карикатура.

Гротеск поэтому широко используется в сатирических целях. Гротескны в своей основе такие замечательные произведения разных эпох, как «Петербургские повести», «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Баня», «Клоп» В.В. Маяковского, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.

III. Методы и приемы по работе над литературоведческим понятием «Гротеск».

Урок литературы в 10 классе. Тема: «Гротеск в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»: контраст живого и мертвого».

Цели: познакомить учащихся с понятием гротеска; выявить и сфор­мулировать значение гротеска, контраста живого и мертвого в по­эме; сформулировать принципы описания живого («положитель­ных элементов»); выявить, умеют ли учащиеся находить в тексте примеры гротеска.

Контраст живого и мертвого в поэме был отмечен еще Герценом в дневниковых записях 1842 года3. С одной стороны, писал Герцен, «мертвые души... все эти Ноздревы, Манилов и «все про­чие». С другой стороны: «там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых навозных испарений, там он видит удалую, пол­ную сил национальность». Как проявляется этот контраст бесси­лия и силы, мертвого и живого в самом произведении?

След гротескных образов мы ощущаем в особой подаче деталей портрета, обстановки, в особом разви­тии сравнений.

Поисковая работа.

Задание учащимся: Найти в тексте описание портретов чиновников города.

Ответ учащихся: Описание чиновников из VII главы «Мертвых душ». Войдя в гражданскую палату для совершения купчей, Чичиков и Манилов увидели «много бумаги и черновой и белой, наклонившиеся голо­вы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бума­гу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол...». Воз­растающее количество синекдох совершенно заслоняет живых лю­дей; в последнем примере сама чиновничья голова и чиновничья манера писания оказывается принадлежностью «светло-серой кур­тки». (Синекдоха (от греч. synecdoche) - вид метонимии, стилисти­ческий оборот, состоящий в употреблении названия части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот («пропала моя головушка» вместо «я пропал»; «все флаги в гости будут к нам» флаги в данном случае — страны)4.

Исследовательская работа.

Задание учащимся: Провести сравнительный анализ описания портретов чиновников города с «знаменитым парадом» в «Невском проспекте» Гоголя.

Ответ учащихся: С другой стороны, эта картина, конечно, близка знаменитому параду «лучших произведений человека» на Невском проспекте: «Вы здесь встретите бакенбарды единственные... Здесь вы встрети­те усы чудные... Тысячи сортов шляпок, платьев, платков пестрых... ослепят хоть кого...» и т. д. Но в «Невском проспекте» эта пестрая мозаика явно соотнесена с той фразой, которая характеризует пе­реживания Пискарева на балу: «...Ему казалось, что какой-то де­мон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти кус­ки без смысла, без толку смешал вместе». В «Мертвых душах» перед нами то же раздробление и обезжизнивание целого, но уже без всякого участия и даже упоминания «демона».

Интересна, с этой точки зрения, излюбленная Гоголем форма описания сходных, почти механически повторяющихся действий или реплик. В «Мертвых душах» эта форма встречается особенно часто.

Выборочное чтение:

Задание учащимся: Найти характеристики Чичикова, которые давали ему чиновники города.

Ответ учащихся: «Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губер­натор о нем изъяснился, что он благонамеренный человек; про­курор, что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты, что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер, что он почтенный и любез­ный человек; жена полицеймейстера, что он любезнейший и обходительнейший человек».

Вывод:

Педантичная строгость фиксирования по­вествователем каждой из реплик контрастирует с их почти полной однородностью. В двух последних случаях примитивизм усилен еще тем, что каждый подхватывает одно слово предыдущего, как бы силясь добавить к нему нечто свое и оригинальное, но добавля­ет столь же плоское и незначащее. Это явная стилизация прими­тива.

Анализ эпизода «Посещение псарни Ноздрева».

От этих эпизодов и реплик нити ведут к сцене посещения псар­ни Ноздрева в IV главе «Мертвых душ»: «Ноздрев был среди их <собак> совершенно как отец среди семейства: все они, тут же пустивши вверх хвосты, полетели прямо на­встречу гостям и стали с ними здороваться. Штук десять из них положили свои лапы Ноздреву на плечи. Обругай оказал такую же дружбу Чичикову и, поднявшись на задние ноги, лизнул его язы­ком в самые губы, так что Чичиков тут же выплюнул».

Задание учащимся: Что хотел сказать Гоголь реакцией героев на дружественное расположение собак?

Ответ учащихся: Реакция Чичикова на дружественное расположение собак, как видим, несколько иная, чем Ноздрева и других персонажей, что полно скрытого комизма. С одной стороны, Чичиков не раз оказы­вается весьма близок к животным, насекомым и т. д. «Да у тебя, как у борова, вся спина и бок в грязи! где так изволил засалиться?» — говорит ему Коробочка.

А с другой стороны, случай на псарне Ноздрева не единственный, когда Чичиков ос­корбился такого рода «дружбой». Проснувшись у Коробочки, Чи­чиков «чихнул опять так громко, что подошедший в это время к окну индейский петух... заболтал ему что-то вдруг и весьма скоро на своем странном языке, вероятно, «желаю здравствовать», на что Чичиков сказал ему дурака».

На чем основан комизм реакции Чичикова? Обычно человек не станет обижаться на животное и тем более на птицу, не рискуя по­пасть в смешное положение. Чувство обиды предполагает или био­логическое равенство, или же превосходство обидчика.

Вывод:

Своей неожиданной репликой Чичиков сокращает эту дистанцию, словно допуская возможность оскорбления со сто­роны «индейского петуха».

Показательна такая деталь гоголевских персонажей, как глаза. Глаза — наиболее яркое воплощение духовности.

У Гоголя контраст живого и мертвого, омертвление живого ча­сто обозначается именно описанием глаз.

Выборочное чтение:

Задание учащимся: Найти наиболее яркие описания глаз персонажей и сделать выводы.

Ответ учащихся: В «Мертвых душах» в портрете персонажей глаза или никак не описываются, или подчеркивает­ся их бездуховность.

Опредмечивается то, что по существу своему не может быть опредмечено. Так, Манилов «имел глаза сладкие, как сахар», а применительно к глазам Собакевича отмечено то ору­дие, которое употребила на этот случай натура: «большим сверлом ковырнула глаза»

О глазах Плюшкина говорится: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, ког­да, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух». Это уже не­что одушевленное и, следовательно, более высокое, чем одеревене­лый или опредмеченный взгляд (в той мере, в какой Плюшкин, как и Чичиков, несколько возвышается над другими персонажа­ми). Но это не человеческая живость, а скорее животная; в самом развитии условного, метафорического плана передана бойкая юр­кость и подозрительность маленького зверька.

Выводы:

Контраст живого и мертвого, бессилия и силы имеет принци­пиальное значение для «Мертвых душ». Такой контраст омертвление живого — излюблен­ная тема гротеска, воплощаемая с помощью определенных и более или менее устойчивых форм (мотивов).

Итак, в своей поэме Гоголь сумел показать контраст живого и мертвого, героев нелепых, неправдоподобных и вместе с тем типичных. Они широко обобщают наиболее мрачные и омертвевшие явления русской общественной жизни времен самодержавия и крепостничества.

Благодаря использованию различных методов и приемов работы при анализе художественных произведений учащиеся быстро находят различные литературоведческие термины.

Литература

1. Ю.В. Манн. Гоголь в школе.- М., «ВАКО» 2007. - С. 280

2. Литература. Справочные материалы. - М., «Просвещение»1989. – С. 40

3. Герцен. «Дневниковые записи».1842

4. Н.В. Гоголь «Мертвые души» - Л., «Детская литература».1986.- С. 13-17.

5. Н.В. Гоголь «Невский проспект».-Л., «Детская литература».1976.- С. 18-25.

6. Л.И. Темофеев «Словарь литературоведческих терминов».- М., «Просвещение»1974. – С. 60-62

 

Файлы:
Методические рекомендации по изучению литературоведческого понятия «Гротеск». Тарабрина Т.Б.
Дата 2012-01-13 Размер файла 13.29 KB Закачек 568

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить