Воспитательная система — одно из условий социального благополучия детей. Вяльцева О.В.
- Подробности
- Категория: Воспитательная работа
- Создано 23.01.2012 11:58
- Автор: Администратор сайта
- Просмотров: 10176
Выступление на районном родительском собрании «Тепло дома твоего»
«Воспитательная система — одно из условий
социального благополучия детей»
Методист МУ «ИМЦ» Мордовского района
Вяльцева О.В.
22.12.2011
Воспитательная система – одно из условий социального благополучия детей, это важнейший фактор целенаправленного воспитания, результат совместной деятельности ее участников. Здесь ребенок становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.
В нашем районе тоже сложилась своя воспитательная система, предлагаем ее вашему вниманию.
В последнее время законодательные документы, формирующие государственную политику в области образования, подчеркивают приоритетность задач воспитания подрастающего поколения, выделяют воспитание как важнейшую стратегическую задачу и определяют роль ОУ как центрального звена воспитательной системы, фундаментальной социокультурной базы воспитания и развития детей.
Таким образом, целью воспитательной системы является формирование единого воспитательного пространства для развития личности ребенка, воспитание духовно-нравственных ценностей, гражданственности, развитие творческих способностей и социальной активности.
Для достижения поставленной цели в каждом образовательном учреждении района разработана своя номенклатура дел, которая включает раздел воспитательной работы, в школах разрабатываются и принимаются концепции, программы воспитательной деятельности, имеются положения, регламентирующие воспитательную деятельность.
В нашем районе создаются оптимальные условия для роста педагогического мастерства – проводятся курсы повышения квалификации, конференции, консультации и т.д.; в районе действует РМО заместителей директоров по воспитательной работе, на базе МОУ ДОД «Районный Дом детского творчества», где проводятся семинары по развитию воспитательной системы школ.
В районе проводится достаточно много мероприятий воспитательного характера, но они требуют систематизации и в этом учебном году мы сделали попытку - разработали годовой цикл дел, направленных на развитие способностей обучающихся. Регулярно проводятся семинары по организации мониторинга воспитательной деятельности, одним из пунктов которого является выявление потребностей, интересов и способностей школьников. Значительно улучшилась работа с одаренными детьми.
Развитие системы дополнительного образования требует интеграции дополнительного и основного образования. Педагогический потенциал дополнительного образования трудно переоценить, так как в его пространстве неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, его самореализации, воспитания культурной одаренности. Многогранная деятельность учреждений дополнительного образования требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи учителей, родителей, работников социальной сферы. Органическое сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности позволяет сокращать пространство девиантного поведения.
Мы стараемся установить тесное сотрудничество с социальными, культурными, правоохранительными органами, учреждениями здравоохранения района, разрабатываются и реализуются совместные воспитательные планы мероприятий по профилактике преступности, наркомании, детского травматизма. На уровне района действуют совместные программы.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», - писал В.А. Сухомлинский. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитательной среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа школы с семьей столь значительна в педагогической деятельности. Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Здесь большое значение придается педагогическому просвещению родителей.
Развитие системы воспитания в нашем районе привело к появлению новых структурных элементов в управлении. В связи с необходимостью разработки и внедрения нового содержания воспитания и новых технологий был организован Методический совет заместителей директоров по воспитательной работе, создана социально-психологическая служба. Регулярно проводятся анкетирования обучающихся по актуальным вопросам.
Перед нами стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений развития личности и поведения детей и подростков – профилактике преступности, наркомании, алкоголизма, табакокурения. Работа в данном направлении требует много сил, знаний, умений и терпения всех заинтересованных лиц. Эта работа проводится в тесном сотрудничестве со службами: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центральная районная больница и др. Данная проблема является очень серьезной и должна решаться совместными усилиями семьи, школы и общественности.
К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребенка, что отозвалось ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде. Определенная часть подростков отдаляется от родителей. Воспитательные возможности семьи зависят от ее психологического и духовно-нравственного климата, от устойчивости и стабильности супружеских и детско-родительских отношений.
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья.
«Воспитательная система — одно из условий социального благополучия детей». Вяльцева О.В. | |
2012-01-23 308.92 KB 526 |