Урок русского языка «Обобщение правил правописания слов с шипящими согласными звуками». Мартынова Е.В.
- Подробности
- Категория: Русский язык и литература
- Создано 24.09.2010 11:39
- Автор: Горюшин А.Е.
- Просмотров: 15814
Урок русского языка во 2 классе на тему:
«Обобщение правил правописания слов с шипящими согласными звуками»
Подготовила учитель нач кл. МОУ "Шульгинская оош" Мартынова Е.В.,
2010 год.
Тема урока: «Обобщение по теме « Правописание слов с шипящими согласными звуками»
- Цели урока:
- Формировать умение распознавать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;
- Воспитывать любовь к природе;
- Развивать речь учащихся;
Оборудование: репродукция картины И. Левитана « Золотая осень», карточки в виде листочков деревьев, кроссворд, макет корзины с овощами, запись мелодии П.И.Чайковского.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Эй! Послушай - ка , дружок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Каждый должен получать лишь оценку « пять»!
2. Постановка учебной задачи:
Звучит мелодия П.И.Чайковского «Времена года».
- Ребята, отгадайте загадку:
Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я...(Осень)
- Сегодня на уроке мы повторим правила правописания слов с вочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн и поговорим о приметах осени.
3. Подготовительная беседа.
- Рассмотрим картину И. Левитана «Золотая осень»
- Какие приметы осени мы здесь наблюдаем? ( Плывут облака. Листья на деревьях пожелтели. Они облетают. Птицы собираются в стаи и улетают на юг. В реке потемнела вода. )
- Осень в своих стихах воспевали такие поэты, как Пушкин, Фет, Тютчев, Лермонтов.
Знаете ли вы стихи об осени?...Ученица читает стихотворение А.С. Пушкина «Осень»
3. Чистописание.
ч щ ж ш
-Какие звуки обозначают эти буквы? Какие они по звонкости-глухости, по твёрдости- мягкости.
Жи ши жили шили
Чу щу чулок щука
Щуку я тащу, тащу, вытащить её хочу!
- Объясните написание этих слов и соединений.
Запись сочетаний, слов и предложений.
5. Словарная работа.
Знакомство с написанием словарного слова берёза.
а) знакомство с лексическим значением слова,
б) запись слова в словарик,
в) постановка ударения и выделения безударной буквы,
г)составление предложения со словом берёза.
6. Самостоятельная работа – упражнение в написании слов с сочетаниями жи , ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.
- Ребята, мы с вами говорим о том, листья с деревьев облетают. Вот , облетая, они залетели к нам в тетради. (Карточки с заданиями в виде кленовых и берёзовых листьев)
- На листочках написаны задания и вы должны их выполнить аккуратно и правильно.( Задания на листочках трёх уровней сложности)
- Теперь давайте проверим, как вы выполнили задание? ( Проверка по уровням)
- Какие правила правописания мы вспомнили при выполнении этих заданий?
6. Физкультминутка.
- Ещё одна примета осени – перелётные птицы. А вот синички не улетают в тёплые края, они остаются зимовать с нами.
Выполнение упражнений и проговаривание считалки.
К нам синички прилетали
Быстро крыльями махали ,
Мы их сытно накормили
И обратно отпустили.
- Ребята, наша с вами задача – помогать птицам, которые зимуют вместе с нами.
7.Закрепление. Работа с кроссвордом.
- Ребята на доске нарисован кроссворд. Давайте отгадаем задания кроссворда, слова - отгадки запишем в тетрадь и вновь повторим правила правописания слов с шипящими согласными звуками.
1. Молочный водоём с кисельными берегами.
2. Птичка, которая спасла Дюймовочку.
3. Самоходный аппарат, на котором ездил Емеля.
4. Девочка, которая помогала деду тянуть репку.
5. Рыжая героиня сказок, которая отличается особой хитростью.
6.Сосуд, в который посадили мать и сына и пустили в «окиян».
7. Зелёная красавица, без которой не бывает Нового года.
8. Домашняя птица, которая в русской народной сказке несла золотые яйца.
8. Запись слов в тетрадь.
- Скажите, пожалуйста, на какие правила все эти загадки из сказок?
- Подчеркните эти сочетания.
9. Работа с деформированным предложением:
- Ребята, а что же происходит в жизни животных осенью?
( Медведь готовится к спячке, насекомые забираются под кору деревьев, белка делает запасы на зиму)
- Вот и наш старый знакомый Ёжик пришёл к нам, чтобы проститься до весны.( На магнитной доске изображение Ёжика. На иголках у него карточки со словами.)
- Он принёс для нас задание – составить из слов предложение и записать его. Но все слова Ёжик перепутал. Наша задача – поставить слова в нужном порядке, вспомнить правила о предложении и правильно и аккуратно записать его.
- А что такое предложение?
- Как выделяется предложение в устной речи и на письме?
Миши, у, жил, ёжик, ручной.
Запись предложения, выделение орфограмм.
10. Письмо с комментированием.
- Осенью в селе убирают урожай. И я принесла сегодня в класс корзину с овощами и фруктами.
Здесь в корзине помидор, огурец, капуста, морковь, яблоко.
- Какие это слова? (словарные)
- Запишем эти слова с комментированием. Поставим ударение в этих словах, обозначим безударные гласные.
11. Итог урока:
- Какие правила правописания мы повторили сегодня на уроке?
- Что нового мы узнали об осенних изменениях в природе?
Оценки за работу на уроке.
12. Домашнее задание: упражнение № 87, повторить правила